Шедевры коллекции. 19 век

Раздел русского искусства в собрании Новокузнецкого художественного музея невелик. В основном произведения русских художников поступали в музей из частных собраний.
Академически-салонное направление середины XIX века представлено работой профессона исторической живописи Академии художеств В.П. Верещагина"Девушка с виноградом". Полотно написано автором во время пенсионерской поездки в Италию, и на колористическом решении отразилось влияние итальянской живописи с ее делением на три плана пространства, начиная с коричневого и с постепенным высветлением до светло-голубого, в глубину, пейзажа.
Велико значение пейзажного жанра в истории русского изобразительного искусства второй половины XIX века. В обычных скромных видах утверждалась поэзия и красота русской природы.
Многими достижениями русская школа пейзажной живописи обязана творчеству И.И. Левитана. В его работах "природа печалилась и грустила, негодовала и возмущалась или, наконец, радовалась и ликовала вместе с человеком" (Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII - нач. XX века). В музее - три работы Левитана: "Дорога в лесу", "Этюд. Полдень" и "Вид на Нижний Новгород". "Дорога в лесу" написана автором в ранний период творчества. Печальное настроение уходящего дня определяет цвет огненно-багрового заката солнца. "Вид на Нижний Новгород" бесспорно принадлежит к числу преувосходных произведений И.И. Левитана.
Портрет представлен несколькими работами, неравноценными по своим художественным достоинствам.
"Портрет молодой дамы в черном платье" Е. Крендовского - характерный портрет художников школы Венецианова. Ему присуща тонкая живописность и поэтизация образа. "Портрет великой княгини Екатерины Михайловны" профессора Академии художеств Т. Неффа представляет академическую живопись середины XIX столетия.

Произведения