Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Великая Отечественная война в произведениях советских художников

Особый интерес представляют источники поступления в музей произведений военной тематики. Через Министерства культуры СССР и РСФСР было принято в основной фонд более чем две трети работ. Одна четвертая часть была подарена авторами, наследниками и собирателями. Лишь незначительная часть работ (20 предметов) была закуплена музеем в период 1965-1979 годов.
По линии Министерства культуры СССР в 1950-1970-е годы в собрание музея поступали в основном произведения прославленных советских художников. Обычно они приходили по заявкам сотрудников музея из запасников РОСИЗО (Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда»), со Всероссийских и Всесоюзных выставок, где к экспонированию допускались лучшие произведения искусства, представленные региональными Союзами художников и отобранные несколькими выставочными комитетами разного уровня. Эти произведения искусства представляют сегодня федеральную часть фондов Новокузнецкого художественного музея.
В собрании музея имеется коллекция работ местных новокузнецких художников-участников войны. В 2010 году к 65-летию Победы по этому разделу был издан первый в этой серии альбом-каталог «Художники Новокузнецка — участники Великой Отечественной войны». Во второй каталог военной серии, посвященный 70-летию Победы, мы включаем произведения широкого географического региона, сюжетно-тематически связанные с темой Великой Отечественной войны. В полном объеме эта коллекция никогда не публиковалась. Эту задачу призван решить данный альбом-каталог, где представлены работы прославленных московских живописцев и графиков: Сергея Тутунова, Бориса Щербакова, Петра Кривоногова и других.
Гордостью нашего собрания являются произведения известных петербургских художников: Евсея Моисеенко, Юрия Непринцева, Игоря Раздрогина, Алексея Пахомова. Созданы они в разное время (от 1940-х до 1970-х годов), носят разный характер: от описательного до мемориально-исторического,— и каждое произведение неизбежно несет в себе признаки того времени, когда оно создавалось. В годы войны было создано много   рисунков   и   гравюр,   отличающихся   особым   документально-повествовательным характером. Такова графическая серия Алексея Пахомова «Ленинград в дни блокады», над которой художник начал работать в 1941 году. Пахомов провел всю блокаду в осажденном городе. Первые листы появились на выставке военных работ ленинградских художников в 1942 году. В них — печальная летопись жизни блокадного Ленинграда, где художник создает психологически насыщенные образы и проявляет себя как мастер композиции. Почти все авторы - свидетели тех страшных событий: кто-то пережил оккупацию и блокаду, кто-то участвовал в военных действиях. Впоследствии в разные периоды своей жизни они возвращались к теме войны. Хотя для этого поколения война не укладывалась в понятие «тема». «Это — сама жизнь, в самый, может быть, важный ее период...» так говорил Иван Бруни, начавший свой путь в искусстве именно с фронтовых рисунков. Художник иллюстрирует повесть Э. Казакевича «Звезда», создает серии военных
автолитографий  1941-1945 годов, часть из них представлена в каталоге.  На основе натурного материала,   апробированного  собственной  жизнью,   возникала   романтика документального и созданного   воображением  художника.   Чем   большее   количество
времени отделяет нас от событий войны, гаснет боль личных утрат, тем ближе мы к пониманию   общечеловеческих  уроков  тех   событий.   Наднациональное,   надличное воплощение темы   страдания   в   работе  Н.   Попова   «Вечная  слава   героям»   (1966).
Обобщенный,   метафорический   образ   скорбящей   женщины-матери,   фигура   которой закрывает горизонт, простирается над павшими, — символ горя и боли всех матерей. Географически коллекция представляет не только авторов Москвы и Санкт-Петербурга.
Большой пласт в каталоге представляют работы авторов из Союзных республик: Прибалтика (Эвальд Окас, Мартин  Озолинь), Армения  (Николай  Никогосян,  Мариам Асламазян), Туркменистан (Хошгелди Шахбердиев), Украина (Георгий Малаков), Белоруссия (Лазарь Ран) и др.
В целом каталог посвящен не столько Победе, сколько нашей памяти о тех днях. Даже если это память не личная (ведь, в большинстве своем, мы — послевоенные поколения),— это память коллективная, память народа, наших отцов и дедов, вошедшая и в нашу жизнь. Именно она дает нам возможность остро переживать чувство Родины, чувства единения и принадлежности к большому и сильному духом народу.

Ларина Лариса Николаевна, директор Новокузнецкого художественного музея